Invrus.ru

Все про авто

Как пользоваться бортовым компьютером

Как пользоваться бортовым компьютером? Советы и рекомендации

Совсем непраздные вопросы на тему, как пользоваться бортовым компьютером, могут возникать даже у бывалых водителей-профессионалов, проведших большую часть жизни за баранкой. И стесняться тут не надо!

Еще каких-нибудь 35-40 лет назад огромные ЭВМ в НИИ (электронно-вычислительные машины-компьютеры в научно-исследовательских институтах, для тех, кто плохо понимает, о чем речь) занимали площади, соразмерные целым квартирам. А небезызвестный Билл Гейтс, уже чуть позже, говорил, что в будущем персональный компьютер сможет поместиться в одной только комнате!

Содержание

Как пользоваться бортовым компьютером? Как его правильно устанавливать и настраивать? Дело довольно несложное, особенно, если есть русскоязычная инструкция или мастер, разбирающийся в вопросе, под рукой. А если нет? Попробуем и самостоятельно разобраться в этом.

Жизненная необходимость

Современный «бортовик» (компьютер, устанавливаемый в автомобиль, он же: бортовой компьютер) сегодня, в век всеобщей компьютеризации – вещь просто необходимая и удобная. Он производит постоянное слежение за самочувствием вашей машинки в дороге. Особенно, это крайне необходимо во время дальних переездов. На авто последних лет в полный комплект он обязательно входит, что называется, по умолчанию.

Но что делать, если в базовой комплектации вашей машины, только что купленной, он не предусмотрен? А тем более, если машинка «видала виды», но вы ее хотите модернизировать: пускай, мол, еще побегает, родимая?

Выбираем и покупаем

В наше время многие владельцы подобных авто устанавливают съемный бортовой компьютер, что является оптимальным решением сразу нескольких проблем. Конечно же, можно его выстроить и на СТО, где есть компьютерщик. Но данная процедура выльется в немалую сумму. К тому же, если у вас бюджетный автомобиль, то не стоит покупать слишком дорогую аппаратуру. Достаточно будет обойтись простыми функциональными моделями, поддерживающими основные параметры.

По оценкам специалистов, слишком сложные функции супер навороченной системы используются, как правило, 10-15-ю процентами автовладельцев, любителей новшеств. В топе – основные параметры, реально помогающие улучшить процесс вождения в различных режимах.

Комплектующие

Обычно бортовой компьютер включает в себя монитор, процессор, соединительные провода, схему подсоединения. Иногда – набор креплений для установки (если планируется внедрение в каком-либо определенном месте. Но всевозможные зажимы и прихваты можно приобрести отдельно и совсем недорого. Бывают также совсем небольшие бортовые компьютеры, включающиеся непосредственно в прикуриватель.

Это и удобно, с одной стороны. А с другой – уж лучше выбрать более серьезную вещь, которая не будет от всякой кочки и ямки отходить контактами. Естественно, при покупке – проверяем компьютер (просим хотя бы включить) и требуем гарантийный талон и чек (на всякий случай).

Дальнейшие шаги: установка

Перед тем, как пользоваться компьютером, надо его подключить и установить. Монитор, если есть свободное место, хорошо смотрится в передней консоли. Можно его приспособить и на торпеде, но старайтесь сделать так, чтобы при беглом взгляде на экран, глаза не слишком «уходили» в стороны или вниз. При таком положении водитель постоянно будет отвлекаться от визуального контроля за движением. Также, весьма популярны сегодня сенсорные мониторы, значительно облегчающие процесс управления авто-ЭВМ (дотрагиваясь пальцами).

Системный блок или «мозги» можно устанавливать в различных местах. Но не повторяйте ошибок, к примеру, вазовской Калины, где блок компьютера разработчики засунули недалеко от печки: и жидкость подтекает, да и с точки зрения температурного режима – все-таки не совсем удачное место. Некоторые предпочитают крепить монитор на торпеде при помощи выносного корпуса.

Исходите, конечно же, из соображений удобства и целесообразности. Во многих современных машинах существуют уже специальная разводка, разъем для подключения блока. А на самом блоке – устройство, обеспечивающее правильное подключение. Но все же, небольшой совет: почитайте инструкцию. Там должна быть описана схема. Если специальных разъемов не наблюдается, удобнее всего обратиться к автоэлектрику, который сможет их вывести (отдельно разъемы можно приобрести в свободной продаже).

Настройка

Далее – перед тем, как пользоваться бортовым компьютером, приступаем к настройке. Если вы его правильно подключили, то с запуском двигателя начнется считывание основных параметров и показаний с датчиков, находящихся в вашем авто. Они будут отображаться на мониторе (установочный режим). Проанализировав данные, компьютер выдает прогнозы, выражающиеся в диагностике работающей машины.

Как правило, настройка многих компьютеров происходит автоматом. Приходится (согласно инструкции) лишь изредка вносить определенные коррективы, подстраивая его под себя. Это и называется пользовательскими настройками, которые обычно необходимо сохранить в памяти, чтобы каждый раз не настраивать заново. Необходимо также выбрать те параметры, которые будут впоследствии отображаться на экране. Удобно также настроить такие функции, как текущее время, погода за бортом и яркость экрана или его подсветки.

Лада 2114 Кварцевый Металлик › Бортжурнал › Маршрутный компьютер 2114-3857010 (бк штат)

Маленькая мечта сбылась, прикупил себе бортовик о котором мечтал еще с первой машины) Сейчас найти его такая редкость у нас, увидел объявление забрал в этот же день) Как ребенок был счастлив когда установил его)) И да что бы он сидел ровно, не болтался я проклеил его антискрипом, осталось куча просто)) За одно и шуметь не будет)

Так же кидаю схему подключение бортовика штат 2114:

Как же я замучался на нем отключать будильник, который вечно пищал, но потом все разобрался, инструкции найти оказалось трудно, но вам я предоставлю в этом посте 🙂 В будущем планирую пересвет бортовика сделать, а то надоедливый зеленый свет ))

Маршрутный компьютер (МК), устанавливается на часть выпускаемых автомобилей LADA SAMARA. MK имеет
15 функций, разбитых на 7 групп. Семь кнопок управления служат для выбора нужной группы функций и
выбора функций внутри группы и имеют следующее обозначение: “Т”, “КМ/Н”, “KM”, “L”, “L/100”, “MOM”, “Н”.
Функции внутри группы перебираются по кольцу. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме “Текущее время”, а функции управления кнопками — заблокированы.

Читать еще:  Слабая зарядка ваз 2110

Нажатие на любую кнопку, при выключенном зажигании, включает ночную подсветку индикатора, а кнопка “START” отключает звуковой сигнал будильника. Для обнуления всех накапливаемых параметров: “Время в
пути”, “Время в пути с остановками”, “Общий расход”, “Пробег поездки” необходимо нажать и удерживать кнопку “START” более 4 с до появления двухтонального звукового сигнала.

Индикация следующих параметров: “Средняя скорость”, “Средний расход топлива”, “Прогноз пробега на остатке топлива” осуществляется при выполнении условий: пробег поездки более 1км и время поездки без учета остановок более 1мин; до выполнения этих условий на индикацию выводятся символы “—-”.
Компьютер имеет 3 сигнализатора: “Превышение скорости”, “Пробег на остатке топлива” и “Напряжение бортовой сети”. При выходе контролируемого параметра за пределы установленного значения: предельной скорости (20–200) км/ч в зависимости от установки; пробега на остатке топлива меньше 50 км; напряжения
бортовой сети ниже 10.8 В или выше 14.8 В символ колокольчика начинает мигать и вырабатывается звуковой сигнал, при этом на индикатор выводится значение контролируемого параметра.
Сброс звукового сигнала производится кнопкой “START”. После сброса звукового сигнала индикация параметра, вышедшего за пределы установленного значения, сопровождается мигающим символом колокольчика. Когда параметр принимает нормальное значение, аварийная сигнализация прекращается.
Для установки или снятия режима контроля необходимо выбрать контролируемую функцию и кнопкой “START” установить или сбросить символ колокольчика. Сброс или установка звукового сигнала подтверждения нажатия клавиш производится в режиме функции “Время в пути” кнопкой “START”.
В режиме “Мгновенный (средний) расход топлива”, когда мгновенная (средняя) скорость меньше 5 км/ч, показания отображаются в л/ч и в л/100 км, когда больше.В режиме “Время в пути (с остановками)” показания отображаются в мин., сек при времени меньше часа, в ч., мин при времени больше часа
и в ч. при времени больше 99 ч. 59 мин.
При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.

Корректировка функций компьютера

Коррекция хода часов
Нажать кнопку “START” в режиме “Текущее время”. По шестому сигналу точного времени нажать кнопку “Н”, при этом происходит обнуление разрядов минут, разряды часов корректируются до ближайшего значения,
отсчет секунд должен начинаться с нуля.

Установка текущего времени (календаря)
Нажать кнопку “START” в режиме “Текущее время” (“Календарь”). Кнопками “+”, “–” установить нужное значение часов (дня). Нажать кнопку “START”. Кнопками “+”, “–” установить нужное значение минут (месяца). Нажать кнопку “START” для завершения установки времени (календаря).

Установка будильника
Нажать кнопку “START” в режиме «Будильник». Кнопками “+”, “–” установить нужное значение часов. Нажать кнопку “START”. Кнопками “+”, “–” установить нужное значение минут. Нажать кнопку “START” для завершения установки будильника. В режиме “Текущее время” будет светиться символ будильника (будильник включен).

Выключение будильника
Нажать кнопку “START” в режиме “Будильник”. Нажать кнопку “Н” для выключения будильника. В цифровых
разрядах появится “–.–”, а в режиме “Текущее время” символ будильника светиться не будет (будильник выключен).

Регулировка яркости подсветки индикатора
При включенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится регулятором освещения шкалы приборов. При выключенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится программно: Нажать кнопку “START” в режиме “Время в пути с остановками”. На индикаторе будут высвечиваться все одиночные сегменты (пиктограммы), что является признаком режима регулировки уровня
подсветки, а в цифровых разрядах будет высвечиваться число, соответствующее уровню подсветки в процентах от максимального значения. Кнопками “+”, “–” установить необходимый уровень яркости подсветки.
Нажать кнопку “START” для завершения режима регулировки яркости.

Тарирование датчика уровня топлива
Для проведения коррекции необходимо слить весь бензин из бака. Нажать и удерживать кнопку “START” более 2 с в режиме “Уровень топлива”. На индикаторе появится мигающая цифра “0”. Нажать и удерживать кнопку “L”
в течение 1с до появления звукового сигнала подтверждения. После этого на индикаторе появится мигающая цифра “3”. Залить в бензобак с помощью мерной емкости 3 л бензина, выждать время, необходимое для успокоения датчика уровня топлива, нажать и удерживать кнопку “L” 1с до появления звукового сигнала подтверждения. Продолжить эту процедуру до максимального значения 39 л, после которого компьютер автоматически выходит из режима.

Установка сигнализатора превышения скорости
Нажать кнопку “START” в режиме “Средняя скорость”. Кнопками “+”, “–” установить требуемый порог скорости.
Нажать кнопку “START” для выхода из установки сигнализатора превышения скорости.

Точность и предельные значения некоторых функций
Диапазон показаний часов . . . . . . . . . . . . . . . . 0 ч 00 м–23 ч 59 м
Уход часов за сутки при (25±10) °С, не более . ρ 3 с
Диапазон показаний внешней температуры . –40 °С…+60 °С
Максимальное значение времени в пути . . . . ☺ 999 ч 50 м
Максимальное значение времени в пути с остановками . . . . . . ☺ 999 ч 50 м
Максимальное значение общего расхода . . . ☺ 9999 л
Максимальное значение общего пробега . . . . ☺ 9999 км

При переполнении одного из этих параметров происходит сброс всех накапливаемых параметров: “Время в пути”, “Время в пути с остановками”, “Общий расход”, “Пробег поездки” с появлением двухтонального звукового сигнала.

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Статья о работе бортового компьютера в машине — виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи — видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.

Читать еще:  Как прокачать сцепление на ваз 2107

Содержание статьи:

  1. Виды бортовых компьютеров автомобиля
  2. Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров
    • Универсальный
    • Маршрутный
    • Сервисный
    • Управляющий

  3. Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин

Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.

И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).

Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.

В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:

  • Универсальными (карпьютеры).
  • Сервисными.
  • Маршрутными.
  • Управляющими.

Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров

Универсальный компьютер автомобиля (карпьютер)

Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:

  • персональный компьютер РС;
  • GPS-навигация через спутник;
  • телевизор;
  • плеер DVD.

Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:

  • система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
  • система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
  • управление двухсторонней радиосвязью.

Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

Маршрутный бортовой компьютер

Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

  • средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
  • среднее потребление топлива;
  • продолжительность пути;
  • плановое время прибытия в указанный пункт;
  • сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
  • время простоя;
  • стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.

Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».

Сервисный бортовой компьютер

Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

  • диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
  • отслеживает состояние тормозов;
  • контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.

При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.

Управляющий бортовой компьютер

Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

  • форсунками;
  • зажиганием;
  • тормозной антиблокировкой;
  • автоматической коробкой передач;
  • скоростным режимом (круизный контроль);
  • климат-контролем.

Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

Заключение

Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин:

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача — это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector