Как слить воду с радиатора
Как сливать воду с батарей в автономной системе и многоквартирном доме
Казалось бы, что может быть проще слива воды из системы отопления? Ведь для этого достаточно подсоединить к батарее сливной шланг и открыть воду. Однако неправильно проделанная операция может привести к самым неприятным результатам, особенно в случае непредвиденных ситуаций в квартирах, где водой попросту можно залить всех соседей. О правилах удаления жидкости из отопительной системы мы поговорим в данной статье.
Вмешиваться в работу системы отопления следует только в том случае, если такие действия необходимы для нормальной работы коммуникации, предотвращения или устранения поломок. К примеру, заменить радиатор в комнате без предварительного слива жидкостей невозможно. Помимо этого, удалять жидкость из труб нужно при возникновении протечек, загрязнении системы и при необходимости заменить теплоноситель на новый.
Важно понимать для чего вы осуществляете слив жидкости
В автономной системе домашнего отопления слить теплоноситель проще всего. Для выполнения таких работ не требуется специальных разрешений и согласований, так как даже возникновение непредвиденных ситуаций в этом случае не может нанести существенного вреда людям. Для замены теплоносителя выполняем следующие работы:
- 1. отключаем нагревательный котел;
- 2. дожидаемся полного остывания воды в системе;
- 3. перекрываем вентиль подпитки системы холодной водой;
- 4. открываем специальные воздушные клапаны, которые обязательно присутствуют в закрытых коммуникациях.
Современные отопительные сети имеют сливные краны, которые располагаются в самой нижней точке системы – обычно на обратном трубопроводе в непосредственной близости к котлу. После выполнения описанных выше операций подключите к этому крану шланг, через который воду можно будет спустить из контура. Когда теплоносителя в сети теплоснабжения не останется, можно приступать к ремонту коммуникации, замене ее поврежденных элементов или к любым другим работам, ради которых и выполнялся слив.
Одна из главных причин слива теплоносителя – необходимость ремонта или замены батарей
Правильно сливать воду с труб и батарей автономной системы сложнее, если в доме установлен “теплый пол”. В этом случае для удаления теплоносителя придется к входному патрубку сети подключить компрессор, который поможет вытеснить воду из труб с помощью воздушного давления. Хотя далеко не всегда необходимо полностью сливать воду из системы. К примеру, если нужно в доме заменить только одну отопительную батарею, можно слить теплоноситель только из нее, конечно, если это позволяет сделать конструкция системы и особенности ее монтажа.
Очень желательно предусматривать возможность слива воды из конкретного радиатора за счет установки клапанов и кранов.
Чтобы при выполнении описанных рекомендаций замена теплоносителя не вызвала больших проблем, необходимо заранее подготовить подходящую по размеру емкость. В нее должна без остатка поместиться вся жидкость из автономного теплоснабжения. В некоторых случаях можно просто воспользоваться длинным шлангом, который протягивают от сливного крана отопления на улицу. Однако чем длиннее шланг и чем он старше, тем выше вероятность возникновения протечек во время ремонта отопительной сети.
Слить теплоноситель из системы отопления, расположенной в многоквартирном доме, намного сложнее. Если вам нужно удалить воду из коммуникации, чтобы провести ее модернизацию, придется освобождать от теплоносителя весь стояк, проходящий по всем квартирам, расположенным в одной вертикали. Такой ремонт требует предварительного согласования с компанией, обслуживающей теплоснабжение многоквартирного дома.
Услуга слива воды из стояка является платной, она выполняется сотрудниками ответственной компании, ее стоимость зависит от времени выполнения ремонта. Дороже всего слив в зимний период во время отопительного сезона, а дешевле всего летом. Потому вам следует заранее планировать модернизацию и обслуживание элементов теплоснабжения.
Проще всего заменить радиатор в сравнительно новых квартирах, в которых инженерные коммуникации смонтированы грамотно, и строителями предусмотрена возможность слива жидкости из системы, не затрагивая общий стояк. Чтобы в такой квартире заменить радиатор, предварительно перекройте запорные краны на входе батареи, прекратив тем самым подачу воды в отдельные участки отопительной сети, но не прекращая циркуляцию жидкости в целом. Дальнейшие ваши действия по работе с теплоносителем зависят от того, предусмотрены ли в конструкции системы выпускные краны на радиаторах. Если краны есть, то к ним нужно лишь подключить шланг и спустить жидкость в большую емкость.
С однотрубным отоплением необходимо работать иначе. Вам придется сначала открыть кран на байпасе (обходе), представляющем собой резервный путь для теплоносителя, которым пользуются для замены радиатора. Только после открытия крана на байпасе можно перекрывать запорные краны с обеих сторон на самой батарее.
Грамотная замена радиаторов отопления
После этого можно приступить к отсоединению радиатора от отопительной сети в доме. Когда вместо поломанной батареи будет установлена новая, необходимо проверить герметизацию соединения, проконтролировать затяжки контргаек и только после этого постепенно открывать краны на входе и выходе радиатора. В конце можно открыть кран Маевского и медленно перекрыть байпас, чтобы радиатор заполнялся постепенно. Медленное заполнение системы предотвратит гидравлический удар, а воздух из батареи выйдет через кран Маевского. Кран можно будет перекрыть после того, как через него начнет поступать вода.
Проблемы с инженерными коммуникациями случаются достаточно часто, однако для ремонта теплоснабжения вовсе не обязательно всегда удалять теплоноситель из труб. К наиболее распространенным проблемам в работе отопления можно отнести:
- попадание воздуха в контур системы;
- загрязнение;
- недостаточный диаметр труб системы;
- низкая мощность насоса циркуляции;
- отсутствие обратных клапанов в сложных сетях;
- допущение различных ошибок при монтажных работах.
Проблемы в сети отопления нередко связаны друг с другом. К примеру, журчание воды в трубах может быть вызвано как попаданием воздуха в трубы, так и плохой герметизацией соединений, наличием протечек. Чтобы система обеспечивала квартиру необходимым количеством тепловой энергии и не вызывала дискомфорта у пользователей, ее постоянно нужно проверять. Следите за качеством соединения, стравливайте воздух через краны Маевского, а если своими силами обнаружить проблему и избавиться от нее не удается – обращайтесь за помощью к профессионалам.
Своевременный вызов специалистов при обнаружении малейших признаков проблем в работе отопления позволит избежать серьезных неисправностей, для устранения которых придется тратить свои деньги и время, получать разрешения на слив воды из стояка и согласовывать свои работы с ответственными инстанциями.
Как грамотно слить воду из батареи отопления?
Слить воду из системы обогрева, что может быть проще? Подсоединил сливной шланг, открыл кран и выливаешь воду. А между тем неправильно выполненная операция по сливу воды из контура чревата неприятными последствиями. В автономных системах слив воды обычно не вызывает затруднений в отличие от контуров многоквартирных домов? Ведь оплошности из-за незнания элементарных правил приводят к созданию неприятных ситуаций. Например, можно залить водой соседей внизу.
Когда и зачем проводится слив воды
Для любого вмешательства в контур отопления, которое связано с заменой ее элементов, необходим слив воды из системы отопления, ведь проводить работы на заполненной водой системе невозможно.
Основной перечень работ, требующий удаление теплоносителя из трубопроводов и батарей следующий:
- замена радиаторов;
- устранение протечек;
- профилактические работы, удаление загрязнений;
- замена теплоносителя.
Слив теплоносителя из автономной системы
Процесс удаления воды из трубопроводов и батарей автономной системы отопления частного дома не требует никакого разрешения и согласования. Что нужно делать дальше и как слить воду с системы отопления, описано ниже.
Нужно соблюдать следующие несложные правила:
- отключить котел (любого типа) и дать теплоносителю остыть;
- перекрыть вентиль подпитки холодной водой;
- открыть воздушные клапаны (для закрытой системы).
В правильно смонтированной системе существует сливной кран, находящийся в самой нижней точке системы. Он обычно расположен на обратном трубопроводе вблизи котла. К сливному крану присоединяют шланг, по которому удаляют воду из контура. После полного удаления воды можно приступить к реализации цели, ради которой был проведен слив теплоносителя. Если смонтированы теплые полы, то удалить воду из трубопроводов можно только подключив компрессор к входному патрубку для вытеснения его давлением воздуха.
Однако часто возникают ситуации, не требующие полного слива воды. Например, замена или ремонт отдельной батареи. Ответ на вопрос — как слить воду из батареи отопления – прост, если конструкция системы была тщательно продумана и смонтирована. Чтобы эта операция проходила легко и быстро, еще при проектировании контура нужно предусмотреть возможность отсечения радиатора от системы, причем без нарушения ее работы.
Предположим, что все рекомендации выполнены, батарея отключена от системы запорными кранами на ней, но как слить воду с батареи отопления, если в ней, особенно если батарея чугунная, весьма значительное количество воды. Поэтому нужно установить достаточную по объему емкость для сбора вытекающей воды при отсоединении радиатора от контура. Если же собственник жилья не владеет необходимыми навыками, или ему не понятно как слить воду из системы отопления, то лучше пригласить специалиста по отоплению.
Слив воды из систем отопления многоэтажных домов
Если квартира расположена в многоэтажном доме, то такая операция осложняется несколькими факторами. При выполнении работ по ремонту или модернизации системы отопления необходим слив воды из стояка. Чтобы это сделать нужно согласование с компанией, которая обслуживает отопление дома. Каждый житель должен знать, куда обращаться по поводу отопления в случае возникновения проблем. Услуга по сливу воды платная, а в отопительный сезон чрезвычайно затратная и почасовая. Поэтому работы лучше планировать на летний период, когда теплоноситель сливается, но разрешение на проведение работ и перекрытие стояка получить необходимо.
Замена радиатора в многоквартирном доме
Если нужно только сменить радиатор для ремонта, то знать, как правильно перекрыть батарею отопления, обязан каждый владелец квартиры. Если система в доме была добросовестно смонтирована, то такая возможность обязательно есть.
Знать, как перекрыть батарею отопления необходимо также для предотвращения различных аварийных случаев, таких как сильная течь вследствие разрушения радиатора. Телефон организации, куда обратиться по поводу отопления нужно немедленно в случае возникновения аварийной ситуации, необходимо знать каждому владельцу.
Если применена однотрубная схема отопления, то обязательно должен устанавливаться байпас. Ясное и четкое понимание того, как перекрыть батарею отопления в этом случае, должен иметь каждый хозяин квартиры.
При подобной схеме контура проводятся следующие действия:
- открывается полностью кран на байпасе;
- закрываются запорные краны на батарее с обеих сторон.
Закончив выполнение этих операций можно приступать к извлечению радиатора из системы.
После замены батареи, герметизации соединений и затяжки контргаек постепенно открываются краны на входе и выходе батареи.
При этом открывается кран Маевского и закрывается байпас. Медленное заполнение батареи предотвращает гидравлический удар, а воздух из батареи стравливается через кран Маевского до появления воды. Это будет означать, что батарея заполнена жидкостью, воздух удален, и запорные краны на батарее можно открыть полностью.
Некоторые проблемы отопления, не требующие слива воды
Наиболее часто проблемы отопления связаны с тем, что не циркулирует вода в системе отопления, по различным причинам.
Причин достаточно много и самые распространенные следующие:
наличие воздуха в контуре отопления;
- загрязнение системы;
- слишком малый диаметр трубопроводов;
- мощность циркуляционного насоса
недостаточна; - в сложных системах отсутствуют обратные клапаны;
- нарушения при монтаже системы.
Многие нарушения в системах отопления связаны между собой, например, журчит вода в трубах отопления. Такое явление может вызывать дискомфорт и жалобы — шумят батареи отопления в доме. Каждый человек по-разному воспринимает звуки, которые может издавать отопительная система. Кто-то считает, что отопление журчит, другой воспринимает эти звуки как гудение. К неприятным звукам относится и стук в батареях отопления во время работы системы.
Шумы в контурах отопления — это явления одного порядка и причин вызывающих их достаточно много:
наличие воздуха в системе, необходимо его удаление;
- постоянный подсос воздуха из-за плохой герметичности соединений;
- слишком большая скорость теплоносителя;
- неисправности расширительного бака (закрытая система);
- течка в системе;
- неправильное присоединение термоклапана;
- ошибки в проекте или при монтаже контура.
Перечисленные причины самые распространенные. В любом случае если появились различные неприятные шумы в отопительной системе, которых раньше не было, нужно тщательно осмотреть и проанализировать работу контура. После установления локализации неисправности, ее нужно устранить. Но если самостоятельно найти и устранить неисправности не выходит, то необходимо обратиться к специалистам.
Как слить антифриз: топ эффективных способов
По мере эксплуатации автомобиля владельцам иногда приходится сталкиваться с необходимостью слива антифриза из системы охлаждения. Процедура хоть и не является сложной, но для правильного и, главное, безопасного её выполнения, требуется соблюсти некоторые нюансы. Таким образом, жидкость удастся полностью слить из системы и избежать возможных травм и поломок деталей автомобиля.
Зачем нужно сливать охлаждающую жидкость
В системе охлаждения современных автомобилей в качестве теплоотводящей жидкости используется антифриз. На первый взгляд, может показаться, что в замене эта жидкость не нуждается, ведь система закрыта и в неё извне ничего не попадает. Основные компоненты в составе антифриза — этиленгликоль и вода, но не менее важными являются присадки, которые предотвращают коррозию элементов охлаждающей системы, смазывают и защищают их. По мере эксплуатации автомобиля присадки утрачивают свои свойства, что приводит к образованию коррозии с последующим нарушением работоспособности деталей. В результате частички металла и других материалов оседают и забивают радиатор и другие узлы системы. Это приводит к ухудшению охлаждения мотора и как следствие, его перегреву.
Когда менять антифриз
Антифриз подлежит замене в нескольких случаях:
- Потеря характеристик охлаждающей жидкости ОЖ. Происходит это по причине постоянных температурных изменений, испарения, оксидации.
- Добавление в антифриз воды либо другой жидкости в экстренных случаях. Бывают ситуации, когда из-за кипения тосола или других причин, требуется доливка жидкости, а под рукой её попросту нет. Поэтому часто используется обычная вода или антифриз другого класса или марки. После таких манипуляций тосол нуждается в полной замене.
Ресурс антифриза
Антифриз, как и любая другая техническая жидкость, имеет определённый ресурс, который указывается изготовителем или автопроизводителем. В основном тосол меняют раз в 2–3 года. Если говорить о современных автомобилях, то ОЖ меняют при её эксплуатации более 5 лет или пробеге 250 тыс. км., что характерно для автомобилей Volkswagen. АвтоВАЗом оговаривается замена через 75 тыс. км. или 3 года эксплуатации антифриза.
Признаки замены ОЖ
На необходимость замены тосола указывают следующие признаки:
-
жидкость утрачивает свой первоначальный цвет и становится коричневатой. Это говорит о возникновении коррозии деталей системы. Такой тосол нуждается в немедленной замене, независимо от срока его службы;
Как подготовить авто к сливу охлаждающей жидкости
Для слива антифриза нужно выполнить некоторые подготовительные мероприятия. Поскольку рассматриваемое вещество является токсичным, сливать на землю его нельзя. Для этих целей используют закрывающуюся тару, которую утилизируют согласно экологическим нормам. Подготовка автомобиля заключается в его постановке на ровную горизонтальную поверхность для более эффективного слива жидкости из всех патрубков и узлов. Практически на всех авто ОЖ сливается через специальное отверстие, которое иногда расположено в нижней части радиатора либо на патрубках.
При отсутствии отверстия слив производят через снятый патрубок радиатора.
Немаловажным моментом является соблюдение техники безопасности: сливать тосол с горячего двигателя категорически запрещается. Из-за высокой температуры нагрева антифриза велика вероятность получения ожогов в ходе работы. Кроме этого, в результате нагрева жидкость в системе находится под давлением и при открывании любой крышки произойдёт её выброс. Поэтому сперва нужно дождаться остывания мотора до температуры окружающей среды и только после этого откручивать крышку расширительного бачка и радиатора.
Как слить антифриз
Слив ОЖ из системы можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Через радиатор
После подготовки всего необходимого выполняем следующие шаги:
-
Снимаем защиту мотора, отвернув соответствующий крепёж.
Видео: слив антифриза из радиатора
С блока двигателя
Поскольку слив антифриза с блока мотора является продолжением рассматриваемой процедуры, передвигаем ёмкость под сливное отверстие на двигателе и совершаем следующие действия:
- Снимаем элементы, препятствующие свободному доступу к сливной пробке. В зависимости от марки автомобиля эти элементы могут быть разными.
- Аккуратно отворачиваем пробку.
Из расширительного бачка
В расширительном бачке со временем собирается осадок. Поэтому при замене ОЖ слить вещество с этой ёмкости и промыть её будет совсем нелишним. Суть процедуры заключается в отсоединении патрубка, идущего к радиатору, с последующим сливом жидкости в подходящую тару.
Возможен и иной вариант: ОЖ можно слить через горловину при помощи тонкой трубки, например, медицинской капельницы.
Видео: как слить антифриз из расширительного бачка
С использованием домкратов
Действия при использовании домкратов во многом повторяют стандартную процедуру слива антифриза. После установки ёмкости и отворачивания пробок задние колёса приподнимают как можно выше. Спустя 20 минут машину опускают и поднимают только левое колесо. Через такой же промежуток времени авто опускают и поднимают правое колесо. После таких действий из системы каждый раз будет выливаться какое-то количество жидкости.
К подобной процедуре можно прибегнуть при ремонте в полевых условиях, поставив машину под уклон.
С использованием компрессора
Воздушный компрессор также можно задействовать при сливе антифриза. Его подсоединяют к системе охлаждения и подают воздух, постепенно удаляя ОЖ. Такой вариант хоть и можно рассматривать, но только в крайнем случае, поскольку в зависимости от мощности устройства в системе может быть создано слишком высокое давление, которое повредит пластиковые элементы. К тому же далеко не у каждого автолюбителя под рукой окажется компрессор нужной производительности.
Видео: слив антифриза при помощи компрессора
Антифриз подлежит замене через определённый срок эксплуатации или пробег, а также по характерным признакам. Ездить на ОЖ, утратившей свои свойства, не рекомендуется, поскольку повышается износ элементов и узлов системы охлаждения. Ознакомившись с пошаговой процедурой, слить тосол сможет практически каждый автолюбитель.