Invrus.ru

Все про авто

Как заряжать аккумулятор не снимая с автомобиля

В каких случаях требуется зарядка аккумулятора автомобиля, не снимая с машины, и как она проводится

Мы привыкли, что для зарядки аккумулятора автомобиля нужно его снять, отнести домой, подключить к зарядному устройству (ЗУ) и заряжать в соответствии с рекомендациями для этого типа АКБ. В принципе, всё правильно, если речь идёт о простых и недорогих автомобилях импортного и отечественного производства. Но сейчас появляется всё больше иномарок, которые имеют множество навороченной электроники. Там и сложные бортовые компьютеры, датчики, мультимедийные и противоугонные системы, всевозможные ассистенты, куча настроек, диагностические сведения и т. п. И обесточивать их противопоказано. Что же делать в такой ситуации?

Почему может понадобиться заряжать аккумулятор на машине

На таких автомобилях снимать аккумулятор себе дороже. Если вся перечисленная начинка собьётся, то придётся долго сидеть и все это восстанавливать. Вполне возможно, что потом придётся обращаться к специалистам, чтобы всё это оборудование привести в рабочее состояние. Естественно, что никому этого не хочется. Поэтому в последнее время на форумах часто встречается вопрос о том, возможна ли зарядка автомобильного аккумулятора без снятия с машины. То есть, можно ли заряжать АКБ прямо на авто с присоединёнными клеммами?

А если автомобиль стоит во дворе или на стоянке. Тут уже удлинитель просто так не кинешь, и придётся отключать аккумулятор со всеми вытекающими последствиями. Правда, есть одно решение. В этой ситуации пригодится переносной аккумулятор для автомобиля.

Переносной аккумулятор автомобиля

Такие устройства имеют в своей комплектации «крокодилы». Вам нужно накинуть их на клеммы, идущие к выводам аккумулятора. После этого отсоедините АКБ и отнесёте её на зарядку. Когда аккумуляторная батарея будет заряжена, поставите её на место. Затем отключите переносной аккумулятор. При таком варианте все системы автомобиля будут постоянно находиться во включённом состоянии.

Теперь, давайте, рассмотрим особенности зарядки аккумулятора прямо на автомобиле, не снимая клемм.

Особенности зарядки аккумулятора на автомобиле без снятия

Обычно зарядка аккумулятора на автомобиле выполняется в гараже или ином помещении, где есть электрическая сеть. Вам понадобится зарядное устройство. Если у вас его ещё нет, то можете прочитать статью о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, и приобрести. Из особенностей зарядки аккумулятора на машине можно отметить несколько большее время. Это происходит из-за большего сопротивления при таком способе зарядки. В остальном всё, то же самое. Действуйте по следующей схеме:

  • Поставьте автомобиль в гараж;
  • Если это зимнее время, то дайте машине постоять некоторое время, чтобы температура выровнялась;
  • Переведите всю электронику автомобиля в спящий режим;
  • Откройте отверстия в банках аккумуляторной батареи для свободного выхода газов наружу;
  • Накиньте крокодилы зарядного устройства на выводы аккумулятора с соблюдением полярности (красный на плюс, чёрный на минус);
  • Затем включите ЗУ в сеть и выставьте необходимый режим зарядки.

Внимание! Перед тем, как начать зарядку, убедитесь, что рядом с АКБ нет источников искр, ничего не «коротит» и т. п. При достижении определённого напряжения в аккумуляторе начинается процесс гидролиза воды. В результате выделяется водород. При смешивании его с кислородом образуется гремучая смесь, которая может вызвать взрыв аккумулятора от любой искры.

Если говорить о самом процессе зарядки аккумулятора, не снимая с машины, то он практически ничем не отличается от стандартного варианта. Все детали можно узнать в статье о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Среди отличий нужно отметить то, что при зарядке на машине рядом с аккумулятором будет множество проводников электрического тока. Об этом нужно помнить и не проводить рядом никаких работ, чтобы ничего не замкнуть клеммы.

Стоит отметить, что при зарядке АКБ без снятия с автомобиля должны быть направлено на то, чтобы избежать скачков напряжения. Кроме того, обеспечьте надёжно подключение крокодилов устройство к клеммам или непосредственно выводам устройства. Здесь нельзя перестраховаться, поскольку стоимость различных электронных компонентов в иномарках очень большая. Так, что излишние меры предосторожности оправданы.

Советы по уходу за аккумулятором автомобиля

В заключение, давайте рассмотрим профилактические мероприятия, которые помогут избежать проблем при эксплуатации автомобиля. Большинство этих мер не отнимают много времени и позволяют существенно продлить срок службы АКБ. Основные профилактические мероприятия представлены ниже:

  • Периодически проводить подзарядку аккумулятора с использованием сетевого ЗУ. В идеале нужно проводить контрольно-тренировочный цикл. КТЦ не рекомендуется для кальциевых аккумуляторов, чувствительных к глубокому разряду. В зимнее время частота зарядок должна быть выше. По возможности зимой нужно избегать кратковременных поездок и частых пусков мотора;
  • Содержите в исправном состоянии электрическую проводку, генератор автомобиля и регулятор напряжения авто. Периодически проверяйте напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе. Нормальное напряжение 13─14,4 вольта при включённых фарах, музыке и обогреве стёкол;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита. Это можно делать стеклянной трубочкой. Уровень должен быть на 10─15 миллиметров выше пластин. При необходимости доливайте дистиллированной воды. Это не касается необслуживаемых автомобильных аккумуляторов;
  • Следите за чистотой корпуса и клемм аккумулятора. Нужно устранять следы окисления, коррозии, вытирать грязь и подтеки электролита. Это снизит саморазряд АКБ. Клеммы можно покрыть специальным составом против окисления;
  • Периодически измеряйте плотность электролита. Нормальное значение на заряженном аккумуляторе 1,27 гр./см 3 . При необходимости корректируйте плотность. О том, как это сделать, рассказывается в статье под названием «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит»;
  • Если вы оставляете автомобиль на стоянке длительный период, то снимайте с него аккумуляторную батарею, заряжайте её и храните отдельно.

DrZ › Блог › Зарядка АКБ. Снимать ли клеммы?

Нужно ли снимать клеммы с выводов аккумуляторной батареи, если его зарядка производится непосредственно на автомобиле?

Прежде всего, очевидно, необходимо разобраться, отчего такой вопрос возникает в принципе. Собственно, сам ответ лежит на поверхности, ведь еще лет тридцать или даже двадцать тому назад подобная дилемма перед автолюбителями просто не возникала. С одной стороны, из сложных электронных устройств в автомобилях той поры можно было встретить разве что электромеханические часы, которые останавливались после изъятия аккумуляторной батареи из бортовой сети. Зарядил батарею, водрузил на место, закрепил клеммы, подвел часы до нужных показателей, и все неудобства на этом завершены.

Читать еще:  Разболтовка шкода октавия а7

Если же заряжать аккумулятор на его штатном месте под капотом, и не обесточивать при этом бортовую сеть, то в случае каких-либо сбоев в работе зарядного устройства риск потерь, на первый взгляд, сводится опять же к вышедшим из строя тем же часам. Подобная потеря, конечно, не обрадует, но и никак не является критической. Однако современные транспортные средства производители все в большей и большей мере насыщают различными электронными девайсами.

Пожалуй, здесь и начинается самое интересное. Как показывает практика, в автомобилях различных марок (и даже различных моделей одной марки), имеющих схожее по функционалу электронное управление, последствия его отключения могут быть самыми различными. Наиболее распространенная неприятность – сбой настроек электронного бортового управления и блокировка работы штатной магнитолы. Никакой особой угрозы это не несет – достаточно заново ввести код магнитолы, а настроечные параметры электронного бортового управления самовосстанавливаются после 10-20 километров пробега. Но, увы, немало случаев, когда при даже кратковременном отсутствии питания в сети машины происходит сбой в установках климатической системы, обнуляется память оперативного запоминающего устройства, управляющего работой силовой установки, а заядлые меломаны, оснастившие свой автомобиль ультрасовременными акустическими системами, вынуждены переустанавливать операционную программу.

Поэтому и выглядит весьма логичным желание произвести подзарядку аккумулятора, не снимая клемм токоприемных проводов с ее выводов. Ответ на вопрос, можно ли это делать, достаточно ясен – можно! Но…вот тут-то и начинаются различные «но». Полемика на эту тему сродни спорам о том, можно ли снимать клеммы с аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Десятки свидетельств в пользу того, что ничего страшного произойти не может, и единичные отзывы с описаниями неприятных последствий таких действий. Да, они очень редки, но они есть – таким образом, риск все же остается.

В чем же он заключается? Если говорить непосредственно об электрической составляющей процесса, то наибольшую опасность представляет превышение максимальных показателей напряжения, поступающего в бортовую сеть. Большинство автомобильных электронных устройств «безболезненно» переносят напряжение до 15,3-15,7 В. Таким образом, следует быть абсолютно уверенным, что стационарное зарядное устройство, которые вы используете для подзарядки аккумулятора непосредственно на автомобиле, безопасно по своим выходным параметрам.

Это весьма актуально, поскольку рынок сегодня переполнен самыми различными зарядными устройствами, и, как показывают тестовые проверки, многие из них могут «выдавать» до 18 Вольт – постоянно, или в виде кратковременных импульсов, что одинаково опасно для автомобильных электронных приборов. Поэтому, если вы предполагаете использование зарядного устройства в обсуждаемом режиме, внимательно изучите прилагаемую в нему инструкцию или паспорт – в них серьезные производители обязательно указывают, насколько работа устройства (особенно в автоматическом режиме) безопасна для бортовой электроники. При соблюдении всех безопасных параметров работы устройства, зарядка аккумулятора на автомобиле при неснятых клеммах вполне допустима и ничем не грозит.

И все же, следует отметить, многое зависит от принципиальной схемы изготовления зарядного устройства. В некоторых изделиях, даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств, напряжение на выводах устройства не превысят критических, поведение иных предсказать невозможно. Поэтому отключение клемм с выводов аккумуляторной батареи при зарядке представляется наиболее оптимальным решением. В качестве альтернативного варианта можно порекомендовать подключение через прикуриватель запасного блока питания – это предотвратит сбои в программах управления электроникой.

Как и при активации любого электроприбора, работу зарядного устройства также лучше держать под постоянным контролем. Если вы все же решили произвести подзарядку аккумулятора на автомобиле, постарайтесь выполнить основные правила безопасности, которые в любом случае не станут лишними:

1) присоедините в первую очередь клемму «+» зарядного устройства, а затем отрицательную. Отключение, соответственно, производите в обратной последовательности.

2) примите меры к тому, чтобы провода устройства не имели контакта с поверхностью аккумулятора, трубками бензопровода, и, конечно же, кузовом автомобиля.

3) подключение в сеть 220 Вольт зарядного устройства производите после подключения клемм к аккумулятору, а отключение из сети – после снятия клемм.

4) в процессе зарядки желательно избегать включения любых потребителей бортовой сети (магнитолы, освещения и т.п.) – перепады напряжения в сети при этом неизбежны, а реакция электроника – непредсказуема.

Конечно же, не надо забывать о хорошей вентиляции помещения, в котором производится подзарядка батареи. Во всем остальном процесс зарядки аккумуляторной батареи непосредственно на машине аналогичен работе со снятой батареей.

Процедура зарядки аккумулятора без снятия с автомобиля

Зарядка аккумулятора для автомобиля – это довольно простая процедура, по крайне мере так думает большинство владельцев. Однако на самом деле все немного запутанней и сложней, поскольку неправильные действия в этом направлении могут привести к очень печальным последствиям, на ремонт которых уйдут десятки тысяч. Если вы заходите зарядить аккумулятор, но сделаете это неправильно, то он может испортиться, загореться или того хуже, взорваться и уничтожить другие детали, которые находятся по соседству в двигателе.

Климатические условия в нашей стране сложились такие, что мало кто использует аккумулятор по назначение и в соответствии с рекомендациями производителя. Дело в том, что батарея может ломаться в нескольких случаях: при недостаточной или при избыточной зарядке. Соответственно, если на улице холодная погода, а уровень заряда низкий – это может привести к смене полярности банок внутри аккумулятора. С другой стороны, при высокой температуре и перезаряженном АКБ разрушаются плюсовые пластины, что приводит к уменьшению массы. В общем, неосознанные и неправильные действия пагубно влияют на состояние устройства, а поэтому правильно зарядить аккумулятор крайне важно.

Предпосылки к зарядке батареи на автомобиле

Если раньше никаких особых вопросов не возникало, когда речь шла о подпитке аккумулятора для автомобиля, то сегодня все усложняется. В прошлом машины были простые и не имели огромного количества электроники и других сложных систем, чего нельзя сказать про современные авто.

Читать еще:  Как заряжать свинцово кислотный аккумулятор

Поэтому зарядка сводилась к тому, что аккумулятор демонтировался, забирался домой или оставлялся в гараже и подключался к обычному зарядному устройству. Более того, можно было совсем немножко подзарядить батарею для того чтобы хватило на запуск мотора, а дальнейший заряд пополнился за счет работы генератора.

На новых, продвинутых автомобилях устанавливаются бортовые компьютеры, разнообразные датчики, системы управления и много другое, что работает исключительно за счет подключения к сети. В таком случае, снятие клемм и отсоединения аккумулятора становиться опасным и невыгодным.

Объясняется это тем, что отсутствие питание приведет к сбросу всех настроек (климат контроля, руля, сидений, аудиосистемы), удалению различной информации о системе, диагностических данных и прочее.

Все это нужно будет восстанавливать, заново настраивать, а сделать самостоятельно это не всегда удается, поэтому приходится обращаться за помощью к специалистам. Более того, некоторое оборудование, такое как продвинутые системы звука, после отключения от питания могут потребовать обновления операционной системы.

Учитывая все эти неудобства, а также возможные финансовые затраты, желание зарядить аккумулятор не снимая его с автомобиля стало появляться у многих.

Особенности процесса зарядки

Для того чтобы зарядить аккумулятор для автомобиля не снимая его, необходимо придерживаться определенных правил. Это позволит вам избежать возможных повреждений и обеспечит восстановление заряда батареи, которая прослужит очень долго. Итак, зарядка аккумулятора, не снимая с машины, требует выполнения таких рекомендаций:

  • Ваше транспортное средство должно находиться в закрытом и сухом пространстве, причем температура не должна быть слишком низкой.
  • Перед тем как непосредственно зарядить аккумулятор, необходимо подождать 2-3 часа, чтобы он хорошо прогрелся и достиг общей температуры в гараже (особенно актуально для такого автомобиля, который храниться на улице).
  • Во время того, как проводится зарядка, не снимая с автомобиля, а также в период подготовительных работ, необходимо выключить, или активировать спящий режим на всем электрическом оборудовании, которое подключено к сети.
  • Перед тем как подключать зарядное устройства к батарее, нужно зафиксировать для себя все показатели работы аккумулятора (в первую очередь плотность электролита в каждом отдельном элементе, его прозрачность, а также уровень напряжения на клеммах). Это позволит вам четко выяснить, как и сколько зарядить аккумулятор (частично или полностью), чтобы не навредить ему.

В общем-то, это все. Что касается самого процесса, то зарядка аккумулятора, не снимая его с автомобиля, практически ничем не отличается от обычного варианта. Дело в том, что в таком случае возле аккумулятора будет находиться большое количество различных предметов, которые могут проводить ток. Более того, если по случайности вы захлопните капот и это приведет к замыканию клемм, то последствия этого будут очень неприятные, к тому же дорогие. Поэтому подключать зарядку к АКБ на машине нужно тогда, когда он отключен от сети или же когда ток находится на минимальном уровне.

Зарядка аккумулятора должна начинаться с подключения к зарядному устройству, после чего поэтапно увеличивать уровень подаваемого тока. То есть все действия должны быть направлены на максимальное уменьшение и предотвращение возможных перепадов напряжения. Также важно обеспечить хороший и крепкий контакт устройства с клеммами.

Конечно же, большинство этих мер имеют направленность на безопасность и перестраховку. Однако, если вспомнить, сколько стоят контроллеры и другие элементы, которые могут сгореть, то понимаешь, что оно того стоит.

Обслуживание аккумулятора

Для того чтобы батарея работала долго и не подводила в неподходящий момент, ее необходимо правильно использовать, а также проводить профилактические операции. Как правило, срок эксплуатации батареи для автомобиля составляет от 5 до 10 лет. Выполняя следующие рекомендации, вы сможете максимально продлить время его использования:

  1. Периодически (каждый квартал) проверяйте напряжение АКБ, контролируйте уровень электролита и его плотность, протирайте батарею снаружи и чистите клеммы, чтобы не столкнуться с проблемой саморазрядки.
  2. При длительном хранении аккумулятора без использования, поместите его в холодное помещение, чтобы химические реакции замедлились, поскольку они напрямую зависят от температуры. Также необходима зарядка-разрядка.

Для этого вам может понадобиться специальная вилка для отслеживания напряжения аккумулятора, а также зарядное устройство.

Хотелось бы отдельно отметить выбор зарядного устройства. Для того чтобы зарядить АКБ, не снимая его с машины, необходимо качественное и надежное оборудование. Как правило, выделяют два вида зарядных устройств: с постоянным током и с постоянным напряжением. Что касается их возможностей к сохранению работоспособности аккумулятора, то они, в общем-то, равны. Однако, несмотря на это, каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.

Например, если зарядка производится с использованием устройства, основанного на постоянном токе, то здесь необходим постоянный контроль и корректировка подаваемого тока. Это не очень удобно, так как если весь процесс для батареи объемом 60 А/ч занимает 20 часов, то вам придется каждый 2 часа обращать внимание на показания приборов. Более удобен и выгоден аппарат с постоянным напряжением, который не требует вашего внимания, а по времени зарядки идентичен.

В общем, зарядить аккумулятор прямо на автомобиле довольно просто. Главное всегда соблюдать технику безопасности выполнять все советы, которые указанны в нашей статье. Также, всегда обращайте внимание на инструкцию к устройству и на характеристики вашей батареи, чтобы избежать возможных поломок.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы и аккумулятор

Несмотря на свое достаточно простое устройство, автомобильный аккумулятор до сих пор остается одной из наиболее сложных и непонятных деталей авто. Традиционных вопросов, связанных с его правильной эксплуатацией у автомобилистов достаточно много, и одним из них является вопрос о том, нужно ли его заряжать, как часто это делать, и всегда ли необходимо его для этого снимать. Любой аккумулятор нуждается в периодической зарядке и, в основном, для этого требуется его снимать – к примеру, при обязательном проведении технического обслуживания.

Читать еще:  Пежо 308 замена цепи

Также потребуется зарядка в том случае, если он просто сел, и не в состоянии обеспечить адекватной силы пусковой ток. Такое часто случается, когда в автомобиле всю ночь работает какой-либо электроприбор – магнитола, фары или габариты, освещение салона. В других случаях заряжать батарею не требуется. При условии регулярного контроля напряжения АКБ, которое рекомендовано проводить 4-5 раз в год . Для этого достаточно использовать обыкновенный амперметр. В холодное время периодичность контроля можно увеличить.

Зарядка АКБ – снимать с авто или нет

Вообще, гораздо удобнее заряжать аккумулятор, который снят с автомобиля. Так его можно тщательно осмотреть на предмет повреждений корпуса, очистить, проверить уровень электролита и его плотность – и все в комфортных условиях. Но вот владельцы автомобилей с огромным количеством сложной электроники стараются этого не делать, мотивируя возможными проблемами с электроникой возникающими после того, как заряженный аккумулятор вернется на свое место. Справедливости ради необходимо отметить, что такие опасения имеют под собой почву.

Дело в том, что большинство сложной бортовой электроники крайне чувствительны к отключению электропитания. Известно немало случаев, когда вновь поставленный аккумулятор выводил из строя датчики, контроллеры или бортовой компьютер. Владельцы таких автомобилей всеми правдами и неправдами стараются зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля. Либо пускаются в другую крайность – совсем не заряжают установленный аккумулятор, надеясь, что это сделает бортовая система зарядки.

Это далеко не так. Дело в том, что во время работы двигателя батарею подзаряжает генератор. Но при этом требуется обеспечить максимальную безопасность процессу. Для того, чтобы процесс выделения газов оставался под контролем и не превышал нормальных значений, возле генератора расположен специальный регулятор, отвечающий за то, чтобы зарядный ток не превысил показателя в 14 В, в то время как для полной зарядки батареи необходимы 14,5 В. Таким образом аккумулятор в автомобиле никогда не бывает заряжен на 100%

Правильная зарядка аккумулятора без съема

Итак, ответом на вопрос можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы стало – да. Поэтому нужно понять, как сделать это правильно, быстро и безопасно. Для начала стоит иметь ввиду тот факт, что даже извлеченный из замка ключ зажигания не блокирует подачу энергии на некоторые приборы. В норме, напряжение питания всей автоэлектроники не превышает 12 В, тогда как ток зарядки для аккумулятора составляет 1,5-16 В. Поэтому, если нет уверенности, что вся электроника обесточивается, имеет смысл снять минусовую клемму с АКБ – это позволит сохранить приборы.

Осуществляя зарядку аккумулятора, не снимая его с автомобиля, необходимо действовать следующим образом:

  • освободить аккумулятор от защитной крышки, убрать металлические болты, очистить верхнюю поверхность, включая выводы;
  • проверить уровень электролита, при его нехватке обязательно восполнить недостаток дистиллированной водой – в противном случае 100%-го заряда не будет;
  • приготовить зарядное устройство – оно должно быть отключено от сети, при подключении строго следить за соблюдением полярности;
  • включить зарядное устройство в сеть.

Какое время требуется на качественную зарядку

Если заряжать аккумулятор, не снимая клеммы, однозначно можно, то вот со временем, которое требуется на полную зарядку все не так однозначно. Время, которое потребуется для зарядки каждого аккумулятора различно. Так, особо мощные батареи заряжаются намного дольше, нежели аккумуляторы малой емкости. На время полной зарядки оказывает влияние и степень его разряда – при полном отсутствии в АКБ энергии времени на его зарядку уйдет достаточно много. Конечно, имеет значение и сила зарядного тока, и температура окружающей среды, и само зарядное устройство. Посмотреть на практический процесс заряда и его времени можно на видео:

Имеет значение и цель заряда. К примеру, если необходимо срочно зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля, то для того, чтобы завести двигатель, можно поступить следующим образом:

  • отсоединить от него провода;
  • подключить зарядное устройство, затем включить его в сеть;
  • выставить значение тока на предел;
  • выждать 15 минут;
  • отключить «зарядник», подключить провода и завести авто.

Такая мера является вынужденной, и слишком часто прибегать к ней не стоит. Для более качественного и полного заряда лучше снимать батарею. Выполнив все необходимые предварительные действия (очистка, проверка и коррекция электролита) оставить подключенным к зарядному устройству на целую ночь. Не нужно лишь забывать оставить пробки выкрученными. Об окончании цикла зарядки лучше всего судить не по времени, а по зарядному устройству.

Новый аккумулятор – следует ли его заряжать

Вновь приобретенный аккумулятор также можно заряжать, не снимая клеммы, но многих автолюбителей волнует вопрос – а нужно ли это делать. Стоит начать с того, что новый он будет лишь для покупателя. До момента приобретения он мог «пылиться» в магазине много месяцев, и, если после покупки он будет сразу установлен в авто, его мощности очень скоро может не хватить для запуска двигателя, особенно в зимнее время. Поэтому более правильным будет сначала зарядить его, и лишь после этого начинать эксплуатацию.

Вне зависимости от того, какой заряжается аккумулятор и каким образом – снимая с авто или нет, необходимо соблюдать все меры предосторожности, поскольку неправильная зарядка может закончится весьма плачевно. Первое, на что важно обращать пристальное внимание – хорошая вентиляция. В процессе «подпитки» батарея выделяет в окружающий воздух огромное количество крайне агрессивных для человека химических соединений. К ним относится сернистый газ, мышьяковистый водород и многие другие, а кроме этого, огромное количество водорода, при соединении с кислородом образующего взрывоопасную смесь.

Кроме того, работать с аккумулятором необходимо лишь в перчатках, поскольку серная кислота может вызвать глубокие химические ожоги кожных покровов. Естественно, что, если начать процесс зарядки при закрытых крышках банок, весьма вероятен взрыв батареи. В том случае, если заряд ведется самодельными устройствами, необходимо помнить и о примерном времени окончании заряда, поскольку перезаряд также вреден для аккумулятора, как и полный разряд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector