Ремонт дмрв своими руками
Можно ли отремонтировать датчик массового расхода воздуха и как правильно это сделать
Сегодня поговорим о таком важном датчике как ДМРВ. Когда “жизнь” датчика подходит к концу, первым делом возрастает расход топлива.
Здравствуйте, уважаемые читатели канала! Думаю многие из вас слышали такую аббревиатуру как ДМВР. Большинство так же понимает, что это датчик массового расхода воздуха, еще его называют MAF.
В этой статье, я постараюсь простыми словами рассказать о том, как устроен датчик и принцип его работы, а так же, подлежит ли он ремонту и как правильно это сделать.
Для начала вы должны понимать, что существует несколько типов ДМВР. Принцип работы похож у всех, но различий все же достаточно. Сегодня будем разговаривать о ДМРВ пленочного типа. Наиболее распространен на автомобилях отечественного производства. Так же устанавливается на многие зарубежные авто.
Принцип работы датчика расхода воздуха. В конструкции датчика главными элементами являются две нити накаливания. Расположены они друг на против друга. У одной нити постоянно поддерживается определенная температура накаливая, у второй нити температура меняется из-за проходящего мимо нее воздуха. Когда увеличивается количество воздуха, поступающего в цилиндры, у нити под номером два начинает понижаться температура.
Происходит уменьшение нагрузки и сопротивления, а так же, увеличивается напряжение. Это физика и вдаваться в подробности я не стану, если интересно можете найти углубленную информацию в интернете.
Далее происходит расчет разницы температур между нитями накаливания. Мы помним, что одна остывает, а другая нить имеет постоянную температуру. Получившийся путем расчета сигнал поступает на ЭБУ и автомобиль понимает, сколько воздуха поступает в систему.
То есть смотрите, когда вы нажимаете педаль газа, дроссельная заслонка открывается, поток воздуха в систему увеличивается, нить остывает сильнее и разница температур между нитями возрастает. Далее идет сигнал на ЭБУ, который сообщает об увеличении поступающего воздуха. Больше воздуха означает, что топлива так же нужно больше. Машина начинает набирать скорость и увеличивается расход топлива. Это нормальный процесс работы системы.
Теперь интересный факт. Самым главным признаком неисправности ДМРВ, является повышение расхода топлива при езде. Но! когда датчик неисправен, он показывает меньшее количества воздуха попадающего в систему, значит и подача топлива уменьшается. Вы это сами чувствуете, когда динамика разгона ухудшается и машина не много теряет в мощности. Однако, в таком случае расход топлива наоборот должен снижаться, в чем же дело?
Чтобы разогнать автомобиль вам приходиться сильнее давить на педаль газа, а значит увеличивается процент открытия дросселя. Соответственно, увеличивается подача топлива в цилиндры. Вот поэтому и возрастает расход топлива. Во время движения с одинаковой скоростью, так же меняется процент открытия дросселя, он становиться больше из-за неверных показателей ДМРВ, а значит и расход топлива увеличивается.
С этим думаю не много разобрались. Почему датчик выходит из строя? В основном из-за разрушения и загрязнения самих нитей накаливания. Значит, если аккуратно их почистить можно вернуть работоспособность датчику? Да, в некоторых случаях можно, когда дело только в налете на нитях. Это значит, что точно сказать, поможет ли чистка или нет нельзя.
Почему стоит попробовать? Во первых, это просто и почти бесплатно. А новый датчик, один из-самых дорогостоящих на отечественных авто.
Во вторых, “продлить жизнь” датчику можно в среднем на 15-20 тыс.км, что довольно не мало.
Как чистить? Лучше всего использовать обычные очистители карбюратора. С помощью направленного потока обильно распылите жидкость внутрь датчика. После чего потребуется сушка и продувка воздухом под давлением. Полная сушка длиться около 15 часов. Просто положите датчик в сухом месте на это время. После продувки воздухом, можно второй раз почистить его очистителем и снова высушить.
Так же, можно осторожно разобрать датчик и почистить его с помощью беличьей кисточки(она не оставляет следов и довольно жесткая) и того же очистителя. Процесс сушки такой-же. В результате, мы можем восстановить работу датчика до состояния нового, при этом ваши затраты будут только на приобретения жидкости для очистки карбюраторов, ее стоимость, обычно, не превышает 200 рублей.
Один важный момент! Нельзя чистись ДМРВ вдшкой и подобными веществами. Они даже после сушки оставляют масляный налет, который не дает датчику нормально работать.
ДМРВ на ваз – восстановление работоспособности
Практически каждый владелец ваз 2110 (как впрочем, и обладатели более поздних ваз 2112, ваз 2114, ваз 2115 и пр.) сталкивался с проблемами связанными с ненормальной работой датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Даже незначительное повышение погрешности, выдаваемых этим датчиком показаний способно серьезно нарушить деятельность центрального контролера, который, по сути, на основании данной информации о расходе воздуха осуществляет управление форсунками и системой зажигания. Как следствие двигатель теряет часть своей мощности, возрастает средний расход топлива, ухудшаются динамичные показатели, и увеличивается количество СО в отработанных газах. Между тем, частые отказы ДМРВ объясняются не только низкой надежностью этого элемента (хотя чего греха таить, общее качество ДМРВ отечественного производства также желает быть лучше), но и конструктивными особенностями изделий российского автопрома. Дело в том, что при принятой в настоящее время двухконтурной системе охлаждения картера двигателя, при определенных условиях часть отработанных газов проходит через магистраль холостого хода, параллельно воздействуя на чувствительный элемент ДМРВ, определенный вред наносит и колебательный обратный поток газов во впускном тракте. Если вспомнить о качестве нашего бензина, то становится понятно, что потребуется совсем немного времени, чтобы на элементах датчика появились смоляные отложения, способные изменить характеристики датчика и даже полностью вывести его из строя.
Если действовать в рамках правил, то в случае возникновения подозрений на отказ ДМРВ правильнее всего выполнить его проверку при помощи специального диагностического прибора, такого, например, как ДСТ- 6, однако при желании можно пойти по более простому пути и обойтись общедоступным цифровым мультиметром (тестером) с пределом измерения 2В. Для того чтобы выполнить проверку нам понадобиться добраться до сигнальных проводов датчика не отключая его и сделать это можно введя тонкие щупы или обыкновенные иголки под резиновые уплотнители непосредственно к клеммам. При проверке, напряжение измеряется между желтым проводом выходного сигнала (как правило, он расположен ближе к лобовому стеклу) и зеленым проводом «массы». Добившись надежного контакта, включаем зажигание не запуская, при этом, двигателя. Для нормального датчика измеренное напряжение должно быть в пределах от 0.996В до 1,03В. Если напряжение выше, то следует искать выход из ситуации, а именно менять датчик или все же попробовать его восстановить. Новый датчик ДМРВ стоит не так уж мало, а если учесть, что из 10 датчиков, подвергнутых «реанимации», около восьми датчиков восстанавливают свои характеристики, то попытка продлить жизнь ДМРВ выглядит вполне оправданной.
По большому счету все восстановительные операции заключаются в несложной разборке и промывке наиболее значимых элементов датчика и, в частности, его чувствительной мембраны.
Прежде чем приступить к такой работе необходимо твердо усвоить, что чувствительный элемент датчика ДМРВ не терпит физического воздействия, а значит, рекомендуется забыть про любые тампоны, спички, кисточки и пр. Очень осторожно следует относиться и к подбору моющей жидкости, так как многие растворители, могут нанести непоправимый вред тонким контактам на мембране, которые закреплены при помощи специальной смолы. Как бы то ни было, в качестве моющего средства, без особой опаски, можно использовать очиститель карбюратора или обычный спирт.
Выполняя подготовку к чистке потребуется снять с ДМРВ патрубок, для чего понадобиться комплект ключей звездочек для отворачивания хитрых саморезов (в последующем их можно заменить на обычные, под крест). После снятия патрубка производиться оценка состояния датчика и, как правило, уже с первого взгляда видны поверхности покрытые масляным налетом. Промывка производится подачей струи моющего средства в верхний канал измерительного элемента. Для надежности данную процедуру можно выполнить повторно, дожидаясь полного высыхания предварительно нанесенной жидкости.
Выполнив промывку чувствительного элемента датчика, не забываем тщательно очистить и фильтр патрубка.
Закончив восстановительные процедуры датчик собирают, устанавливают на место и вновь проверяют выдаваемые им значения.
Датчик массового расхода воздуха
ДМРВ или maf sensor — что это такое? Правильное название датчика — Mass Airflow sensor, у нас его часто называют расходомер. Его функция — измерение объема воздуха поступающего в двигатель за единицу времени.
Принцип работы
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Датчик представляет собой платиновые нити (поэтому и стоит недешево), через которые пропускается электрический ток, нагревая их. Одна нить является контрольной, через вторую проходит воздух, охлаждая её. Сенсор выдает частотно-импульсный сигнал, частота которого прямо пропорционально зависит от количества проходящего через датчик воздуха. Контроллер регистрирует изменения тока, проходящего через вторую, охлаждаемую нить и вычисляет количество воздуха, поступающего в двигатель. В зависимости от частоты сигналов контроллер задает продолжительность работы топливных форсунок, регулируя соотношение воздуха и топлива в топливной смеси. Показания датчика массового расхода воздуха – основной параметр, по которому контроллер задает расход топлива и угол опережения зажигания. Работа расходомера влияет не только на общий расход топлива, качество смеси, динамику работы двигателя, но и, косвенным образом, на ресурс мотора.
Что будет если отключить ДМРВ?
Начнем с того, что при отключении расходомера, двигатель переходит в режим аварийной работы. К чему это может привести? В зависимости от модели авто и соответственно, прошивки — к остановке двигателя (как на Toyota) к повышенному расходу топлива или… ни к чему. Судя по многочисленным сообщениям с автофорумов, экспериментаторы отмечают и повышенную резвость после отключения и отсутствие провалов в работе мотора. Тщательных замеров изменения расхода топлива и ресурса двигателя никто не проводил. Стоит ли пробовать такие манипуляции на своей машине – решать владельцу.
Признаки неисправности
Косвенно о неисправности ДМРВ можно судит по следующим симптомам:
- Загорается лампа CHEK ENGINE;
- Автомобиль медленно разгоняется (тупит);
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу;
- Двигатель плохо заводится «на горячую»;
- Повышенный расход топлива;
- Глохнет двигатель на ходу при переключении передач.
Диагностика ДМРВ
Трудности самостоятельной диагностики расходомера вызваны тем, что это капризное устройство. Снятие показаний при указанных в мануале количестве оборотов, зачастую, не дает результатов. Показания в норме, а датчик неисправен. Вот несколько способов для диагностики работоспособности сенсора:
- Самый простой способ – заменить ДМРВ на аналогичный и оценить результат.
- Проверка без замены. Отсоединить расходомер. Вынуть разъем датчика и запустить двигатель. При отключенном ДМВР контроллер работает в аварийном режиме. Количество топлива для смеси определяется только по положению дросселя. При этом двигатель держит обороты выше 1500об/мин. Если на пробном заезде автомобиль стал «резвее», то, скорее всего датчик неисправен
- Визуальный осмотр ДМРВ. Снимаем гофрированную трубку воздухозаборника. Сначала внимательно осматриваем гофру. Сенсор может быть исправен, а причина его нестабильной работы – трещины в гофрированном шланге. Если поверхность целая, продолжаем осмотр. Элементы (платиновые нити) и внутренняя поверхность гофра должны быть сухими, без следов масла и грязи. Самая вероятная причина неисправности – загрязнение элементов расходомера.
- Проверка ДМРВ мультиметром. Метод применим для ДМРВ Bosh с номерами в каталоге 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Тестер переключаем на измерение постоянного напряжения, с пределом измерения 2 Вольта.
Схема контактов ДМРВ:
Все вышеописанные способы домашней диагностики не дают 100% гарантии достоверности результата. Надежно поставить диагноз можно только на специальном оборудовании.
Профилактика и ремонт ДМРВ своими руками
Продлить срок работы ДМРВ позволяет своевременная замена воздушного фильтра и контроль состояния поршневых колец и сальников. Их износ вызывает избыточное насыщение картерных газов маслом. Масляная пленка, попадая на чувствительные элементы сенсора, убивает его. На ещё живом датчике уплывшие показания может восстановить Программа «корректор ДМРВ» С её помощью можно быстрой сменить тарировки ДМРВ в прошивках. Программу легко найти и скачать без проблем в интернете. Помочь в оживлении неработающего датчика может luftmassensensor reiniger очиститель ДМРВ. Для этого нужно:
- Снять датчик вышеописанным способом с двигателя.
- Препарат тщательно и щедро распылить на чувствительный элемент.
- Подождать пока стекут остатки загрязнений.
- Хорошо просушить датчик перед монтажом. Для профилактики процедуру можно повторять перед каждой заменой воздушного фильтра.
ДАД вместо ДМРВ
В импортных автомобилях, с 2000-ых годов вместо расходомера устанавливается определитель давления (ДАД). Преимущества ДАД – высокое быстродействие, надежность и неприхотливость. Но установка вместо ДМРВ, дело, скорее для увлекающихся тюнингом, чем для рядовых автолюбителей.
Как почистить дмрв на ВАЗ 2114: все тонкости процесса
Поломка датчика расхода воздуха — явление довольно частое. А вот что же может стать причиной этого, как определить, что датчик засорен, а также чем и как почистить дмрв на ваз 2114 — рассмотрим в настоящей статье.
Как проверить неисправность дмрв?
Для того, чтобы выявить неисправность (либо наоборот — подтвердить работоспособность) датчика массового расхода воздуха, следует выполнить его проверку при помощи миливольтметра (либо тестера/мультиметра, поставленного в режим вольтметра).
Последовательность операций при такой проверке будет следующая:
- выставляем прибор на измерение напряжения;
- при необходимости выставляем диапазон до 10 вольт (в зависимости от модели прибора);
- включаем зажигание автомобиля (без запуска двигателя);
- проводим измерение между желтым и зеленым проводами датчика;
- сверяем показания мультиметра с базовыми.
Так, если результаты измерений укладываются в диапазон от 0.02 до 0.009 В — значит, датчик полностью исправен. В случае, если средний показатель колеблется в районе 0.03 — то датчик засорен, и с огромной вероятностью его очистка поможет исправить ситуацию. В случае же, если вольтаж критически маленький либо наоборот очень высокий (до полувольта и даже выше) — то вероятность успешного возвращения датчика к жизни после промывки составляет примерно 50%.
Кстати, существует еще один простой и верный способ проверки — просто отсоединить датчик, завести автомашину и разогнать обороты до 2.000 об/мин. Если при этом авто станет вести себя на дороге лучше, чем при наличии датчика, значит причина кроется именно в нем.
Когда нужно чистить датчик?
Большое значение на долгую и исправную работу датчика оказывает состояние и степень износа воздухофильтра, на котором первый и установлен. Так, если фильтр исправен и хорошо фильтрует пылинки и мелкие абразивные частицы, находящиеся в воздухе, то и датчик прослужит длительное время. В случае же износа фильтра датчик быстро загрязняется и перестает работать корректно.
Узнать о том, что необходима чистка дмрв ваз 2114 можно по одному из следующих признаков:
- автомобиль плохо управляем при разгоне, наблюдаются резкие падения оборотов, разгоны и рывки;
- обороты двигателя на холостых предельно зашкаливают либо же наоборот прерывисты;
- резко повысился расход топлива (в случае с 14-й моделью он может вырасти даже на 50%);
- двигатель перестал заводиться.
Очистка дмрв при помощи механического воздействия либо струи сжатого воздуха категорически запрещена — подобная процедура моментально приведет к его поломке.
В большинстве этих случаев не обязательно сразу бежать за новым датчиком — поможет и его простая очистка.
Чистка дмрв ваз 2114
Поскольку приобретение нового ДМРВ — далеко не дешевое удовольствие, то вначале обязательно стоит попробовать выполнить его восстановление с помощью чистки. Если оно не поможет — только придется покупать новое устройство. Правда, перед тем, как начать выполнять ремонт дмрв ваз 2114 своими руками, следует твердо усвоить, что датчик — устройство очень чувствительное и хрупкое. Именно поэтому при его очистке (да и любых других манипуляциях с ним) следует проявить максимальную осторожность.
По этой же причине для его очистки ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять следующие вещества и составы:
- содержащие ацетон;
- синтетические растворители;
- бензин;
- жидкости, предназначенные для промывки карбюраторов на основе кетонов/ацетона;
- эфиры, а также составы на их основе.
Кроме этого, категорически не допускается очищать датчик расхода воздуха с помощью механических средств — ватных палочек, тряпочек либо продувкой сжатым воздухом. Любой из этих методов приведет к моментальному выходу устройства из строя без возможности его дальнейшего ремонта.
Лучшим вариантом очистки датчика воздуха является кратковременное нанесение на него состава WD-40 с последующим промыванием раствором этилового спирта.
Чем лучше промывать дмрв?
На самом деле, чистящих составов, которые можно применять для очистки датчика воздуха, не так и много — все остальные просто испортят его (см. раздел выше).
Поэтому на вопрос: чем лучше промывать дмрв, можно ответить вполне конкретно:
- чистым медицинским этиловым спиртом, не содержащим каких-либо примесей;
- очистителем карбюраторов (не имеющем ацетона в составе);
- спреем WD-40.
При этом, медицинский спирт можно использовать как 96 градусный, так и разведенный дистиллированной водой в пропорции 1 к 5.
Чистим дмрв самостоятельно
После того, как были рассмотрены способы диагностики датчика, а также средства для его очистки, перейдем к самому главному вопросу — как почистить датчик дмрв на ваз 2114 самостоятельно?
Для начала следует отсоединить колодку, подводящую провода питания — для этого нужно просто нажать кнопку на ее нижней части, после чего потянуть на себя. Также нужно открутить и два крепежных винта, соединяющих дмрв с воздухофильтром (для этого понадобится ключ на 10).
После этого следует крестовой отверткой выкрутить винты, расположенные на кожухе датчика в районе крепления колодки с проводами — сделав это, получится разобрать сам кожух и извлечь датчик наружу.
Все элементы датчика, отвечающие за его чувствительность — контакты и проволоку термосенсора — промываем спреем из баллончика (если это очиститель карбюраторов либо ВэДэ-шка). При этом, следует строго следить за давлением струи — для этого нужно держать распылитель на расстоянии не менее 15 см от датчика.
Через полминуты эту операцию можно повторить, после чего вымыть все места нанесения первого состава при помощи шприца с раствором этилового спирта. После этого останется только собрать датчик в обратном порядке и смонтировать его на место.
Полезное видео
Дополнительную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже: